Кострома и кострубонька | Русский народный фольклор 1Q.SU
РАЗВЛЕКУХА

Русский народный фольклор.

  • Список тем link
  • КОСТРОМА И КОСТРУБОНЬКА

    П. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ. В ЛЕСАХ

    У молодежи накануне Петрова дня /30 июня/12 июля/ свои хлопоты: последняя «хмелевая ночка подходит», завтра надо Кострому хоронить...

    Вечером, только закатится солнце, и сумрак начнет по земле расстилаться, девушки с молодцами, звонко песни играя, выходят гурьбой за околицу, каждая охапку соломы тащит. Выбрав укромное место, раскладывают костры и при свете их вяжут Кострому из соломы. Одевши ее в нарядный сарафан недавно вышедшей замуж молодицы и убравши цветами, молча, без шуток, без смеха кладут на доску возле воды.

    А. РЕМИЗОВ. КОСТРОМА

    Чуть только все оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку — ежовую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.

    Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает — брюшко у Костромы мя-конькое, переливается.

    Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, пускай их!

    Померла Кострома, померла!

    И подымается такой крик и визг, что сами звери-зверюшки, какие вышли было из-за ельников на Костромушку поглазеть, лататы на попятный, — вот какой крик и визг!

    И бросаются все взахлес на мертвую, поднимают ее к себе на руки и несут хоронить к ключику.

    Померла Кострома, померла!

    Идут и идут, несут мертвую, несут Костромушку, поют песенку.

    Ожила Кострома, ожила!

    С криком и визгом роняют наземь Костромушку, да кто куда — врассыпную.

    Мигом вскочила Костромушка на ноги, да бегом, бегом, — догнала, переловила всех, — возятся. Стог из цветочков! Хохоту, хохоту сколько — писк, визготня. Щекочет, целует, козочку делает, усиком водит, бодает, сама поддается, — попалась! Повалили Кострому, салазки загнули, щиплют, щекочут — мала куча! Рассыпался стог из цветочков.

    Ожила Кострома, ожила!

    Распаханные поля зеленей зеленятся, в синем лесу из нор и берлог выходят, идут и текут по черным утолокам, по пробойным тропам божий звери, там на гиблом болоте, в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет, там за болотом, за лесом Егорий кнутом ударяет...

    Песенка вьется, перепархивает со цветочка по травушке, пестрая песенка-ленточка...

    А над полем и полем, лесом и лесом прямо над Костромушкой небо — церковь хлебная, калачом заперта, блином затворена.

    С. МАРКОВ. ПРОЩАНИЕ С ЯЗЫЧЕСТВОМ

    Свершаем обряд « Костромы»,
    Пылает соломенный идол.
    Зажгли, чтобы тайны не выдал,
    Что жили в язычестве мы.
    Вчера лишь молились ему
    В лесу, у Николы-Поломы,
    А ныне — усы из соломы
    Поникли в смолистом дыму.
    И весть разнеслась далеко
    По градам и шумным дорогам.
    Расстались с соломенным богом —
    И стало на сердце легко.

     

    Славяне почитали Кострому как воплощение весны и плодородия — «мать колосьев». Засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему зерна, и было священно для земледельца. Отсюда и святость хлеба. На празднике посвящения в мркчины хлеб переламывали над головами юношей. В старину хлеб вообще не резали ножом, ибо он живой, яко человек. Празднества в честь уборки урожая украшались даже четырехпудовыми хлебами! If В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли. Хоронили Кострому и в Духов день — первый понедельник после Троицы.

    Кострубонька — мужское воплощение плодородия, как бы Кострома мужского рода. Его изображало соломенное чучело с подчеркнутыми признаками пола. Хоронили его в первый понедельник Петровок, сопровождая обряд проводов разухабистой песнею:

    Помер, помер Кострубонько, Сизый, милый голубонько!

    Поделись своими развлекухами! Расскажи все что знаешь!: